Введение

Крым – один из наиболее динамично развивающихся российских регионов, входящий в число геостратегических территорий особого внимания. Длительная история хозяйственного освоения полуострова сопровождалась изменениями в освоенности территории, ее пространственной организации, хозяйственной специализации. Географический рисунок хозяйственного каркаса региона начинает складываться с момента присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году – начинается повсеместное освоение территории полуострова, которое в течение последующих двух столетий сопровождалось созданием специализированного промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной и социальной инфраструктуры, развитием внешней торговли. В результате в географическом рисунке хозяйства Крыма четко проявилась главная ось развития, проходящая в направлении Север-Юг. Именно в этом направлении складывались хозяйственные связи по поставкам электроэнергии, воды (Северо-Крымский канал), товаров (главные автодороги и линии железнодорожного сообщения были направлены на материк) и т.д. Все социально-экономические процессы полуострова тяготели именно к этой оси. Регионы Восточного Крыма, особенно Ленинский район, г. Керчь относились к категории периферийных. Злую шутку сыграла «островная» особенность географического положения Крыма, связанного с материком узким Перекопским перешейком, в 2014 году. Энергетическая, водная, транспортная, продовольственная, информационная блокады со стороны Украины стали отправной точкой трансформации социально-экономических процессов и изменения географического рисунка хозяйства полуострова.

Вектор и масштабы современных и будущих социально-экономических процессов определила реализация ряда федеральных и региональных стратегий и программ социально-экономического развития. Ключевым драйвером роста хозяйственного комплекса Крыма служит федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» (продлена до 2024 г.). Общий объем финансирования составляет 1 257,28 млрд руб. В программе – 904 объекта. Главная цель ФЦП – создание условий для устойчивого экономического роста региона посредством интегрирования экономики Республики Крым и г. Севастополя в экономическое пространство Российской Федерации, обеспечения транспортной доступности, снятия инфраструктурных ограничений. Важнейшие направления реализации программы: обеспечение транспортной доступности Крыма со стороны материковой России; устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона; устранение ограничений водоснабжения полуострова, улучшение качества его дорожной сети и берегоукрепительных сооружений, создание новых полигонов утилизации твёрдых бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий; развитие социальной сферы и эффективное использование туристско-рекреационного потенциала полуострова; обеспечение межнационального согласия.

Крым имеет целый ряд отраслей хозяйства с высоким потенциалом для успешного развития – туристско-рекреационный комплекс, сельское хозяйство, пищевая и химическая промышленность, судостроение, строительная индустрия. Однако экономический потенциал на сегодняшний день используется чрезвычайно слабо ввиду действия ряда факторов как внешних (непризнание международным сообществом, санкционная политика Запада, непривлекательный инвестиционный имидж и т.п.), так и внутренних (высокая зависимость от федеральных поступлений в региональный бюджет, инфраструктурные ограничения, ограниченность инвестиционных ресурсов, отсутствие российского крупного бизнеса и инвесторов, критический дефицит водных ресурсов и т.п.).

Промышленный комплекс – ведущий сектор хозяйства региона, доля которого в валовом региональном продукте составляет 18,2%. Основу промышленности составляют пищевая, химическая отрасли, судостроение. Территориальное распределение промышленного потенциала неравномерно, что обусловлено, в основном, различиями в обеспеченности ресурсами. Промышленные предприятия Крыма сконцентрированы в городах Симферополь, Севастополь, Армянск, Красноперекопск, Керчь, Феодосия, Евпатория, а также в Бахчисарайском и Красногвардейском районах. Новый импульс для развития промышленного комплекса дает электроэнергетика – запущены две новые электростанции общей мощностью 940 мВт (Севастопольская (Балаклавская) ПГУ-ТЭС и Симферопольская (Таврическая) ПГУ-ТЭС), модернизированы существующие мощности. С пуском энергомоста в 2015 году Крым стал частью энергосистемы России.

Большую часть доходов бюджета Крыма, по-прежнему, формируют предприятия обрабатывающей промышленности, среди которых ведущую роль играют Армянский филиал ООО «Титановые инвестиции», АО «Крымский содовый завод», АО «Бром», АО «Электромашиностроительный завод «Фирма СЭЛМА», АО «Завод «Фиолент», АО «Пневматика», АО «Судостроительный завод “Залив”», ФГУП «Судостроительный завод “Море”», ГУП РК «Феодосийский судомеханический завод». Добывающая промышленность сохраняет важную роль в нефтегазодобыче (ГУП РК «Черноморнефтегаз») и в строительной индустрии Крыма. Крупнейшие строительные предприятия: ООО СК «Консоль-строй ЛТД», Группа компаний «Владоград», Группа компаний «Монолит», Компания «Профессионалстрой», АО «Бахчисарайский комбинат “Стройиндустрия”».

Традиционно важное значение в формировании хозяйственного комплекса Крыма имеет сельское хозяйство, на долю которого приходится 10,6% валового регионального продукта (ВРП). Перекрытие Северо-Крымского канала негативно отразилось на развитии отрасли, прежде всего, орошаемого земледелия (прекратило существование рисосеяние). Структуру продукции сельского хозяйства в равной степени формирует продукция растениеводства и животноводства – доминируют зерновое хозяйство, виноградарство, овощеводство, садоводство, мясо-молочное скотоводство и птицеводство. Стратегическим ориентиром развития аграрной сферы является создание мощной сырьевой базы для формирования продовольственного комплекса, способного не только удовлетворять потребности населения в основных видах продовольствия, но и повысить экспортный потенциал традиционных для Крыма отраслей: виноградарства и виноделия, садоводства, овощеводства.

Транспортная отрасль Крыма претерпевает масштабную трансформацию благодаря реализации мероприятий ФЦП. В эксплуатацию введены такие важнейшие объекты инфраструктуры как транспортный переход через Керченский пролив (Крымский мост), новый аэровокзальный комплекс в Симферополе (Международный аэропорт Симферополь им. И.К. Айвазовского), федеральная трасса «Таврида». Идет строительство и реконструкция автомобильных дорог, обеспечивающих связь с населёнными пунктами и важнейшими объектами экономики, расширяется количество гражданских аэропортов, реконструируются морские порты.

Одной из стратегических целей развития Крыма является формирование современного круглогодичного, конкурентоспособного, востребованного туристско-рекреационного комплекса международного уровня. Наиболее популярны среди туристов курорты Ялты, Евпатории, Алушты, Судака и Феодосии. В туристско-рекреационном комплексе реализуются мероприятия по созданию инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров, активизации инвестиционной и туристической деятельности. Меняется и территориальная структура туристско-рекреационного комплекса Крыма. Вектор въездного туристского потока сменил направление с северного на восточное, что активизировало туристско-рекреационную деятельность в бывших периферийных районах – г. Керчь и Ленинском районе.

Благодаря реализации ФЦП Крым уже успешно интегрирован в российское экономическое пространство, обеспечена его транспортная доступность, снимаются инфраструктурные ограничения, тормозившие устойчивое развития региона.

Ожегова Л.А.