Автор: Вольхин Д.А.

Аналитическая записка

2.5. Крым в информационном пространстве России и Украины. Распределение сюжетов о Крыме в новостях телеканалов России и Украины (2009–2016 гг.)

Для изображения распределения информационного потока о Крыме, транслируемого российскими и украинскими телеканалами, по территории региона использованы карты-анаморфозы. На картах-анаморфозах площадь территориальных единиц (на примере Крыма – муниципальных районов и городских округов) пропорциональна значению показателя – количеству новостных сюжетов о Крыме.

Имидж Крыма и информационные потоки, формирующие его, характеризуются следующими территориальными особенностями. Главная особенность – неравномерность и пространственная асимметрия в распределении новостных сообщений по территории Крыма. В новостных выпусках анализируемых телепрограмм лидерами по числу упоминаний в 2009–2016 гг. стали города Симферополь, Севастополь и Ялта, а после 2014 г. к ним был добавлен г. Керчь. На эти три-четыре центра приходилось более 50% всех упоминаний о Крыме. В то время, как на всю центральную и северную часть полуострова, которая на карте-анаморфозе выглядит в виде тонкой полоски, приходилось около 10% всех новостей о Крыме.Пространственная асимметрия имиджа Крыма обнаруживается в направлении юг–север. Южнее линии «Евпатория–Феодосия» находится ядро имиджа Крыма, имиджевые характеристики которого формируют смысловое наполнение имиджа всего региона. Севернее указанной линии располагается обширная информационная периферия Крыма, которая практически не участвует в создании регионального имиджа.

Под влиянием информационной политики ведущих СМИ России и Украины большая часть Крымского полуострова превращена в «информационную тень». О жизни в центральных, северных и удалённых от городов других сельских территорий Крыма в медийном пространстве упоминается крайне редко, а о некоторых территориях – никогда. Смысловая и географическая составляющие имиджа Крыма развиваются под влиянием «зонтичного имиджа» наиболее востребованных в информационном пространстве территорий региона: столичного города Симферополя, геостратегически важного города Севастополя, курортного Южного берега Крыма и города Керчи, как символа сближения Крыма с остальной территорией России.

Жителям, гостям и исследователям Крыма стоит различать два разных Крыма, образно их можно обозначить следующей парой конструктов: «Крым с обложки журнала» VS «Иной Крым» – информационная «terra incognita».

Вольхин Д.А.