Авторы: Швец А.Б., Яковлев А.Н.

Аналитическая записка

4.13. Динамика этноконфессиональных противоречий в Крыму, 1990-2015 гг.

На картосхеме отражены результаты авторского мониторинга социокультурных противоречий, под которыми мы понимаем различные варианты предконфликтного состояния в обществе, затрагивающие его ценностные характеристики в сфере межэтнических, межрелигиозных, а также имущественных отношений. Количественные характеристики социокультурных противоречий и места их географического появления фиксировались в региональных средствах массовой информации в период с 1990 по 2015 годы.

Картосхема позволяет установить частоту возникновения этноконфессиональных противоречий, их структуру и обозначить фокусы и ареалы социокультурной напряженности, сформировавшиеся в Крыму за отображенный временной интервал.

Для установления плотности локализации социокультурных противоречий авторами был проведен расчет уровня локализации противоречий, рассчитанный по формуле:

 

Pr = Dp / Dn,

 

где Prиндекс уровня локализации противоречий в регионе; Dpдоля региона в общем числе противоречий, зафиксированных СМИ; Dn доля региона в численности его населения.

Полученный индекс фиксирует регионы, где его значение < 1 (низкий уровень локализации противоречий); > 1 (высокий уровень локализации противоречий). Средний уровень устанавливается исходя из совокупности вычисленных показателей максимально приближенных, но не превышающих единицу (≤ 1).

Весь период мониторинга социокультурных противоречий в Крыму (1990-2015 г.г.) был разбит на пятилетия, каждое из которых характеризуется определенной интенсивностью их проявления. Пятилетние интервалы в развитии социокультурных противоречий отображены на картосхеме столбиковыми диаграммами для каждого муниципального района и городского округа Крыма.

Основная масса социокультурных противоречий, выявленных за исследуемый период в Крыму, локализована в определенной группе регионов, формируя ареал с высоким уровнем конфликтогенности. Пространственно этот ареал приурочен к центральным предгорным и южнобережным регионам Крыма. Это наиболее благоприятные в природном отношении территории Крымского полуострова, где выгодно развивать бизнес, ориентированный на рекреационную деятельность. Именно по этим причинам в указанные территории Крыма стали осуществляться наиболее интенсивные внутрирегиональные миграции народов, возвращавшихся из депортации. Для степных, засушливых и удалённых от мест традиционного отдыха территорий Крымского полуострова характерен низкий и средний уровень локализации социокультурных противоречий.

Концентрацию основной массы социокультурных противоречий в г. Симферополе можно объяснить его административным статусом столицы Республики Крым. В этом статусе Симферополь выполняет роль своеобразного «резонатора» социокультурных процессов, происходящих в Крыму. Здесь они зарождались и получали отклик в периферийных частях полуострова.

В структуре социокультурных противоречий, зафиксированных в регионах Крыма в исследуемый период, преобладали этноконфессиональные‑ 56% от всего количества предконфликтных ситуаций. Это сложный вариант противоречий в крымском полиэтническом сообществе, по которому российская научно-исследовательская организация Центр изучения национальных конфликтов относила Крым в 2014 году в категорию регионов «с высокой степенью межнациональной напряжённости». Состояние высокой межнациональной напряжённости в Крыму искусственно поддерживалось украинскими властями, использовавшими политические амбиции меджлиса крымских татар, пытавшегося осуществить в Крыму не территориально-культурную, а этническую автономию. В настоящее время эта политическая стратегия борьбы украинского государства против российского Крыма сохраняет свою актуальность, проявляясь в периодических заявлениях о преследовании крымских татар на полуострове, поддержке различных антикрымских блокад, создании неблагоприятного имиджа многонационального сообщества Крыма на различных международных форумах.

Сложность межэтнических отношений в Крыму дополнялась этническим характером его религиозной сети. Самыми многочисленными конфессиями в Крыму были и остаются православие и ислам суннитского толка. В исследуемый период православие было представлено наиболее многочисленными приходами Украинской православной церкви Московского и менее многочисленными Киевского патриархатов. Раскол украинского православия изредка проявлялся на полуострове спорами о неравной обеспеченности культовыми объектами общин киевского патриархата, по сравнению с московским. Общей проблемой ислама и православия в Крыму был вандализм. Каждый случай уничтожения памятников на кладбищах или попыток поджогов культовых зданий, использовался меджлисом для доказательства существования исламофобии в Крыму. Между тем, анализ статистики правоохранительных органов Крыма показывал, что акты вандализма на христианских кладбищах происходили чаще, нежели на исламских. Серьёзным испытанием для межконфессиональных отношений в Крыму были случаи крестоповалов – уничтожения православных поклонных крестов активистами Меджлиса – впервые проявившиеся в 2000 году в селе Морское под Судаком.

Противоречия, имеющие социально-экономический характер, составляли в исследуемый период 44% и в подавляющем большинстве случаев были представлены конфликтными ситуациями по поводу наделения земельными участками крымских татар, возвратившихся из депортации. Меджлис крымско-татарского народа (организация запрещена в Российской Федерации) на протяжении всех лет пребывания Крыма в административном подчинении Украине использовал проблему землеобеспеченности как повод, с помощью которого можно было осуществлять давление на власть. Не дожидаясь законного получения земли, крымские татары прибегали к таким формам протестной деятельности, как массовые самозахваты земель сельхозпредприятий и жилищно-строительных кооперативов, на которых устраивались «поляны протеста».

В структуре проявления социокультурных противоречий, отмеченной во врезке картосхемы, преобладают протесты, митинги, акции гражданского неповиновения с этноконфессиональной составляющей (19% общей численности социокультурных противоречий в регионе). Наименьшую долю‑4% составляют противоречия, связанные с установкой в населённых пунктах Крыма культовых символов представителями одной из доминирующих конфессий. Семью процентами отмечены акты вандализма над объектами, представляющими культурно-историческую ценность для одной из этноконфессиональных групп, а также вандализм в отношении мечетей или церквей. 8% общего числа социокультурных противоречий, зафиксированных в Крыму за исследуемый период,составляют случаи судебных разбирательств в сфере имущественной принадлежности объектов культа.

Швец А.Б., Яковлев А.Н.

Авторы Сикач К.Ю., Швец А.Б.
Авторы Сикач К.Ю., Швец А.Б.