Введение

Этноконфессиональные процессы – один из самых ярких маркеров социокультурных изменений в регионах. С ними связаны такие характеристики населения, как идентичность или самоощущения людей, живущих в определённых традициях.

Универсальный инструмент в исследовании этноконфессиональных процессов – карта. Картографический анализ трансформации этнического и конфессионального пространства Крыма – один из инструментов снижения риска политизации межэтнических и межконфессиональных отношений в этом поликультурном регионе.

Первые этнические карты Крыма были составлены во 2-й половине XIX века под эгидой Русского географического общества. Развитие этногеографической картографии в Крыму связано с проведением переписей его населения. Благодаря богатому материалу переписной статистики, возможно изучение процесса смены этнического состава населения региона, мозаичности его расселения, смены этнической и конфессиональной идентичностей. При построении карт Атласа социокультурных процессов использовались данные переписей населения Крыма 1979, 1989, 2001 и 2014 годов.

В настоящее время этническое пространство Крыма формируют более 170 этносов. Общероссийская картина этничности по Федеральной переписи населения 2010 года выделяла на территории страны 193 народа. Вхождение Крыма в состав Российской Федерации изменило славяно-тюркский баланс на Юге России. Произошло расширение славянской составляющей на 1,9 млн чел., причём, 1,5 млн чел. составили русские. В тюркский сегмент населения Юга России Крым также внёс изменение. Общая численность тюркоязычных народов, проживающих в Крыму и вошедших в сферу влияния российской государственности, составила 292 тыс. чел. или 2,3% суммарной численности тюрков России, выделенных переписью населения 2010 года. Впервые с середины XVI столетия Россия прирастила пространственные пределы тюркского мира не на востоке, а на западе своей государственной территории.

Среди крымских этносов доминируют русские, украинцы, крымские татары и татары. Последняя из названных группа сформирована не только этническими, но и крымскими татарами, назвавшими себя во время переписи населения 2014 года «татарами». Доминирующие этносы составляют 96,2% общей численности населения Крыма, указавшего свою национальную принадлежность. Доминирующими эти этносы считаются по признаку их устойчивого численного преобладания на фоне иных этнических групп и стремлению к повсеместному расселению. Иные этносы Крыма составляют 3,8%, в числе которых наиболее многочисленны белорусы (1%) и армяне (0,5%). Подобное соотношение доминирующих и малых этнических групп характерно практически для всех муниципальных районов и городских округов Крыма.

Главные особенности современного этнического пространства Крыма:

  • сохранение влияния цивилизационной рубежности Крымского полуострова, расположенного между славяно-православным и тюрко-мусульманским мирами, на все процессы в его этноконфессиональном пространстве;
  • в этническом пространстве Крыма сохранилось доминирование славянского компонента в совокупной численности и культурной идентичности населения и динамичное приращение численности тюркских народов;
  • русские преобладают во всех муниципальных единицах Крыма, в городах их удельный вес в структуре населения выше;
  • доля украинцев в этническом пространстве Крыма сократилась после 2014 года, но рисунок их расселения сохранился в северных, приграничных с Украиной районах полуострова, и в целом изменяется в сторону уменьшения украинского присутствия, что связано со сменой этнической идентичности крымских украинцев и незначительным оттоком их на Украину;
  • крымские татары преимущественно проживают в крымском предгорье, северо-восточном и юго-восточном Крыму, этнос бережно сохраняет этническую идентичность и формирует общероссийскую гражданскую идентичность;
  • малые народы Крыма (греки, турки, узбеки, цыгане, марийцы, таджики, удмурты, чуваши, мордва и др.) находятся в состоянии активной ассимиляции и расселены преимущественно в сельской местности; в городах проживают азербайджанцы, армяне, болгары, грузины, караимы, крымчаки, осетины;
  • на территории Республики Крым и города Севастополь наблюдается постепенное сужение этнической мозаичности населения, что, вероятно, обусловлено сокращением потока народов, подвергшихся депортации в ХХ столетии, из-за пределов Крыма и затуханием внутрирегиональной миграции крымских татар;
  • крымские города имеют менее выраженную степень полиэтничности, в сравнении, с сельской местностью.

На интенсивность межнациональных контактов, значительное влияние оказывает количественное соотношение и территориальное размещение взаимодействующих национальных групп. С этой целью в картах Атласа социокультурных процессов широко применяется индекс этнической мозаичности Эккеля, позволяющий наглядно продемонстрировать степень выраженности полиэтничности в регионе.

На основании индекса этнической мозаичности, его динамики и соотношения доли основных этнических групп построена карта «Типы динамики этнической структуры населения», где выделены 3 типа районов:

1 тип: «Районы слабой этнической смешанности населения и снижающейся полиэтничности с существенным преобладанием русских в этнической структуре населения»;

2 тип: «Районы средней этнической смешанности населения, стабильной этнической структурой и пиком проявленности полиэтничности в 2001 году за счет возвращения крымских татар. Среди доминирующих этносов существенно преобладают славяне, доля тюрков не превышает 10%»;

3 тип: «Районы с этнически сильно смешанным населением, ростом до 2001 года и последующей стабилизацией полиэтничности, слабо выраженным снижением этнической мозаичности. В этнической структуре населения возрастает доля крымских татар и украинцев, присутствуют малые этносы (греки, армяне, узбеки, корейцы, цыгане и др.)».

В религиозном отношении Крым характеризуется как поликонфессиональная территория, где более четверти религиозных организаций созданы по этноконфессиональному признаку. Наиболее показательным в этом отношении является ислам, который по количеству религиозных общин занимает второе после христианства место среди религиозных конфессий Крыма. На этноконфессиональной основе в Крыму действуют религиозные общины иудеев, армян, немцев, караимов и крымчаков.

Основным процессом в конфессиональном пространстве российского Крыма следует считать усиление стабилизирующей роли государства в преодолении рисков межконфессионального противостояния, заложенных в прошлом. Происходит взаимная адаптация мусульманской и православной общин к новым реалиям совместного развития в Крыму.

Крым сохраняет статус священной территории для представителей разных религий. По преданию, в Крыму проповедовал в I в. н.э. святой апостол Андрей Первозванный, а в древнем Херсонесе в 988 году принял крещение равноапостольный киевский князь Владимир Святославич, после чего христианство стало активно распространяться на Руси. Крымско-татарский фольклор сохраняет предание о двух последователях пророка Мухаммеда – арабах Гази Мансуре и Малике Аштере, – которые через несколько лет после возникновения ислама в VII веке прибыли в Крым проповедовать новую религию.

Основой карт конфессионального пространства Крыма в Атласе социокультурных процессов стали данные 1997, 2001, 2014 и 2019 годов.

По состоянию на 2019 год в Республике Крым и городе Севастополе зарегистрировано 847 религиозных организаций, относящихся к различным религиям и направлениям, в том числе два религиозных центра: (Централизованная религиозная организация «Духовное Управление мусульман Республики Крым и города Севастополь» и Централизованная религиозная организация «Духовное Управление караимов Республики Крым»). По сравнению с началом 2014 года, количество религиозных организаций в Крыму сократилось в 1,6 раза, что связано с более жёстким по требованиям, по сравнению с украинским, процессом, законодательного оформления религиозных организаций в Российской Федерации.

Доминирующими религиями Крыма являются православие (49,5% зарегистрированных в 2019 году организаций), ислам (26%) и протестантизм различных течений (20%). Представлены и другие религии: католицизм, иудаизм, армянская апостольская церковь, караимизм и другие (3,5%). В православии Крыма сохранилось каноническое единство с Украинской православной церковью Московского патриархата, которая представлена в Крыму тремя епархиями: Симферопольской и Крымской, Джанкойской и Феодосийской.

Главные особенности конфессионального пространства Крыма:

  • преобладание во всех муниципальных образованиях Крыма православных общин;
  • за счет роста доли крымских татар и других этносов, исповедующих ислам, происходит постоянное увеличение количества исламских общин, число которых в некоторых районах Крыма сопоставимо с православными;
  • появление в конфессиональном пространстве Крыма различных направлений протестантизма не совпадает с территориальным рисунком расселения основных этносов полуострова;
  • в конфессиональном пространстве Крыма сохраняется небольшая доля общин малых народов Крыма (караимов, армян), многие из них возрождены, и являются важными объектами культурного наследия полуострова;
  • с 1997 года значительно увеличилось количество православных и мусульманских культовых сооружений, среди них имеются как вновь построенные, так и восстановленные храмы и мечети;
  • в 2019 году наблюдалось сокращение количества религиозных общин всех конфессий, вызванное процессом их перерегистрации по законам Российской Федерации.

По аналогии с индексом этнической мозаичности при построении карт религий В Атласе социокультурных процессов использовался индекс конфессиональной мозаичности, динамика которого и особенности изменения доли различных конфессий в религиозной структуре полуострова стали основой для создания карты «Типы динамики конфессиональной структуры населения». На данной карте выделены три типа регионов:

I тип – районы с постепенно растущей степенью конфессиональной мозаичности и резким преобладанием доли православных общин;

II тип – районы с постепенно растущей степенью конфессиональной мозаичности и преобладанием доли православных и протестантских общин;

III тип – районы с преобладанием стабильно высокой конфессиональной мозаичности и доминированием православных и мусульманских общин в широком спектре христианских религий, иудаизма, караимизма.

Таким образом, современное этноконфессиональное пространство Крыма, сохраняет его поликультурность в условиях новой политической субъектности территории.

Сикач К.Ю., Швец А.Б.