Авторы: Швец А.Б., Яковлев А.Н.
2.6. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ РАЗВИТИЯ КРЫМА
Стратегия социокультурного развития Крыма в целом сориентирована на формирование безопасной и комфортной среды для жителей нового субъекта Российской Федерации. Эта среда создаётся в процессе интеграции Крыма в российское геополитическое пространство. Интеграционный процесс сопровождается не только политической стабилизацией, ростом экономической активности и повышением социальных стандартов жизни в регионе, но и появлением различного рода рисков, унаследованных от прежних исторических периодов или возникших в процессе смены государственной принадлежности Крыма. Под риском мы понимаем не просто проблему, но ситуацию, которая создаёт неопределённость.
Картографическое моделирование геополитических рисков развития Крыма дает возможность представить многообразие проблем региона, которые создают неопределённость в реализации его разнообразных преимуществ. Геополитические риски возникают в том случае, если в регионе появляются факторы нестабильности, знать о которых необходимо, поскольку их игнорирование создаёт неполную картину, необходимую для эффективного управления социокультурными процессами в регионе.
В основу карты «Геополитические риски развития Крыма» положены результаты многолетнего авторского мониторинга открытых информационных ресурсов. Мониторинг формируемого в СМИ контента позволил установить три категории геополитических рисков развития Крыма, отображенных на картосхеме: риски возникновения этноконфессиональных противоречий; риски информационного манипулирования; риски возникновения террористической деятельности. Авторами учитывался факт проявленности риска, устанавливаемый путем его фиксации и обнародования в электронных и печатных информационных ресурсах Российской Федерации, Украины и Крыма в виде информационного повода. Каждый информационный повод локализован на уровне муниципальных районов и городских округов Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Особенностью современного Крыма в Российской Федерации является факт достаточно сильного, по сравнению с иными территориями страны, деструктивного внешнего воздействия со стороны его ближних соседей и государств дальнего зарубежья. Причина этого кроется в изменении геополитической судьбы региона в 2014 году. Воссоединившись с Российской Федерацией, Крым стал одним из важнейших звеньев глобального возвращения России в число активных игроков мировой геополитики и её региональной проекции в Причерноморье. В этом регионе Крым выполняет миссию цивилизационного пограничья между христианским и мусульманским мирами и формирует свой новый геополитический имидж военно-морского и сухопутного бастиона в Причерноморско-Азовском секторе геополитического пространства России.
Смена геополитической миссии Крыма – это тектонический сдвиг в раскладе сил всего Причерноморья. В настоящее время в этом регионе у России нет геополитических союзников. Все причерноморские государства в той или иной степени подвержены цивилизационному влиянию западных стран, находясь либо в Европейском Союзе, либо в НАТО, либо стремятся попасть в эти организации как Украина и Грузия.
Среди стран Причерноморья наибольшую протяженность границ с Крымом имеет Украина. Потеряв полуостров в 2014 году, Украина до настоящего времени не может смириться с российским статусом Крыма, периодически напоминая мировому сообществу стран о своей готовности вернуть регион любой ценой. Угрозы Украины материализуются в различного рода провокациях по периметру сухопутной и морской границы с Крымским полуостровом. Наиболее резонансным случаем провокативной деятельности Украины стал пограничный инцидент в Керченском проливе в ноябре 2018 года, получивший международную огласку. В ходе указанного вооружённого пограничного конфликта Вооруженные силы России и корабли Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России перехватили корабли Военно-морских сил Украины, пытавшихся с нарушением государственной границы Российской Федерации пройти из Одессы в Мариуполь через Керченский пролив. В связи с провокационным инцидентом в целях безопасности Керченский пролив был во время задержания нарушителей временно закрыт для прохода гражданских судов.
На карте «Геополитические риски развития Крыма» описанная группа провокаций классифицируется нами как риски возникновения террористической деятельности. В эту же группу включены блокады, организованные против Крыма украинскими властями: энергетическая, продовольственная, транспортная, водная. Еще в апреле 2014 года под предлогом «охраны государственной собственности Украины на временно оккупированной территории Крыма» был перекрыт Северо-Крымский канал, по которому на полуостров поступала днепровская вода.
Перекрытие нанесло тяжелый удар по сельскому хозяйству Крымского полуострова. На 90% сократилась площадь орошаемых земель, полностью исчезло производство риса, вынуждены были прекратить работу многие рыбные фермы. Пострадали крупные химические предприятия Армянско-Красноперекопского промышленного узла, которым необходимы большие объемы воды для производства продукции и утилизации отходов. В сложной ситуации оказались населённые пункты восточного Крыма. Здесь на момент перекрытия канала осталось без гарантированного водоснабжения около 400 тыс. человек.
Официальная власть Украины не соглашается ни на какие, даже выгодные для неё, предложения крымской стороны о прекращении перекрытия Северо-Крымского канала, демонстрируя сугубо политическое содержание своей блокадной стратегии. Проблему водного дефицита Крым решает при поддержке российского федерального центра за счет собственных запасов водных ресурсов.
Государственная граница Российской Федерации в Республике Крым с Украиной приобрела ярко выраженные барьерные функции. В приграничных районах Крымского полуострова отмечались неоднократные попытки проникновения диверсионных групп из Украины в Крым для организации диверсий.
В августе 2016 года одна из таких попыток в районе г. Армянск закончилась боестолкновением российских правоохранительных органов и диверсантов, проникших из Украины на территорию полуострова для организации серии взрывов. Силовыми органами России неоднократно пресекались действия членов украинских диверсионно-террористических групп в Севастополе и Симферополе (2016 г.), Судаке (2017 г.), на объектах инфраструктуры и жизнеобеспечения в районе Большой Алушты (2017 г.).
Риском для социокультурного развития Крыма является санкционная политика западных стран, которая превратила территорию Крымского полуострова в табуированную для экономических и политических контактов с миром. В Крыму закрыты все консульские и визовые центры стран Евросоюза. Большинство дипломатических учреждений европейских стран и США не признают российских паспортов крымчан, для жителей полуострова недоступны многие ІТ-сервисы, закрытые санкциями компании Microsoft Corporation. Отсутствует авиационное, железнодорожное и морское сообщение с дальним зарубежьем. Закрыто для полётов авиации воздушное пространство над Крымским полуостровом.
Отсутствие транспортно-экономических связей с дальним зарубежьем обозначило риск искусственного изъятия Крыма из системы международного географического разделения труда. Украина тиражирует в средствах массовой информации имидж Крыма как плотно закрытой для экономического сотрудничества территории. В изучении геополитических рисков нами отдельной группой выделены риски имиджевого манипулирования. Они неизбежно возникают в условиях объявленной информационной войны против российского полуострова.
Для Крыма актуален риск манипуляции этническим самосознанием крымчан. В украинский период административно-территориальной принадлежности полуострова в большинстве районов Крыма были проявлены этнические и конфессиональные противоречия. Наиболее распространенными формами таких противоречий были акты вандализма на мусульманских и православных кладбищах, попытки поджога мечетей и храмов, споры из-за культовых сооружений, особенно из-за мест их возведения. В 2000 году напряжение в межэтнических и межконфессиональных отношениях переросло в ряд событий, вошедших в новейшую историю Крыма под названием «крестоповал». Вблизи населенных пунктов сносились поклонные православные кресты, установленные Украинской православной церковью к 2000-летию Рождества Христова.
Серьёзные противоречия накапливались в межэтнических отношениях по вопросу земельной собственности. Выделение земли для возвращающихся из депортации крымских татар имело не только социальный аспект, но и политический. Этой проблемой умело манипулировал меджлис крымско-татарского народа, который по причине экстремистского характера деятельности в настоящее время запрещен в Российской Федерации. Меджлис постоянно обвинял крымскую власть в дискриминации крымских татар в сфере обеспечения землёй.
Сегодня вокруг некоторых крымских городов напоминанием о былых сложностях и коррупции в земельных отношениях сохранились ветшающие постройки на полянах земельных самозахватов. Явление самовольных захватов земли было широко развито на полуострове в начале 2000-х годов. По данным Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к 2015 году в республике насчитывалось 59 самозахватов общей площадью 1500 гектаров. На этих земельных участках располагалось более тысячи капитальных строений. География самозахватов земли с годами расширялась из степных районов полуострова в сторону южнобережных территорий. Целью такого продвижения было уже не возведение домов для проживания вернувшихся из депортации людей, а развитие национального бизнеса в наиболее выгодных с рекреационной точки зрения районах Крыма.
В настоящее время самосознанием крымских татар пытаются манипулировать из-за пределов Крыма. Бывшие лидеры упразднённого меджлиса нашли политическое убежище в Украине и поддерживаются украинской властью как пропагандистский канал для обострения межнациональной ситуации в Крыму и активизации новых санкций против России и нашего региона. Методика межэтнических провокаций отработана бывшими лидерами национального движения крымских татар ещё в украинский период. В мировое информационное пространство периодически запускаются заявления о преследованиях и похищениях крымских татар в Крыму, на территории Украины организуется виртуальная национально-территориальная автономия крымских татар, объявляются неправомерными действия российских органов правопорядка по профилактике экстремизма и терроризма в Крыму (случаи обысков и арестов лиц, подозреваемых в причастности к «спящим ячейкам» запрещенных в России радикальных религиозных организаций).
Швец А.Б., Яковлев А.Н.