Автор Вольхин Д.А.
2.4. Крым в информационном пространстве России и Украины. Крым в телевизионных новостях России и Украины 2015-2016 гг.
В современном информационном обществе главным генератором имиджей территорий выступают средства массовой информации (СМИ). Они создают такую форму пространственной информации, которая воспринимается в качестве фактора и ресурса социально-экономического развития территорий.
После воссоединения Крыма с Российской Федерацией его региональный имидж проходит испытание на вписывание в политическую и экономическую реальность России и трансформацию во внутреннем и внешнем информационных пространствах. Крым занимает ключевое место в формировании современного внутреннего и внешнего имиджа России и находится в фокусе информационного взаимодействия России и Украины.
Для изучения смысловых и территориальных особенностей имиджа Крыма в информационном пространстве России и Украины был осуществлён контент-анализ новостных выпусков ведущих телеканалов этих стран: «Россия 1» (РФ) и «Интер» (Украина). Всего было выявлено и проанализировано более 5000 упоминаний о Крыме в новостных сюжетах, вышедших в эфир в 2009–2016 гг. В итоге были выявлены следующие особенности смысловой составляющей имиджа Крыма.
Современный имидж Крыма в российских и украинских телевизионных СМИ трансформировался в чрезвычайно политизированный, тематически однообразный, сезонно асимметричный по информационной востребованности и противоречивый по соотношению положительных внутренних и отрицательных внешних характеристик региона. Главные смысловые характеристики имиджа Крыма определяются геополитическими и туристско-рекреационными имиджевыми характеристиками региона.
В последнем десятилетии для Крыма характерен тренд постоянного роста интереса к его событиям со стороны телеканалов обоих государств и сезонная асимметрия с максимумом сюжетов во время курортного периода (2–3 кварталы).
В период 2009–2013 гг. для имиджа Крыма было характерно тематическое однообразие с доминированием сообщений на тему «туризм и рекреация» (21–28%), а также «происшествия» (17–25%) и «политика» (9–18%). В этот же период отмечалось преобладание новостных сюжетов с негативным контекстом на телеканалах обоих стран: от 60 до 75%.
События «Крымской весны» оказали эффект «информационного взрыва» – многократного увеличения количества информационных сообщений о Крыме в мировом медийном пространстве. После воссоединения Крыма с Российской Федерацией в 2014 г. произошла резкая смена знаков контекста новостей о Крыме. Украинский вариант нового имиджа Крыма имеет исключительно негативные характеристики, в то время как центральные телеканалы России, напротив, каждый информационный повод о Крыме отбирают по принципу его максимальной эффективности для формирования благоприятного имиджа новых субъектов федерации.
В информационном пространстве обоих государств в 2014–2016 гг. усилилась политизация крымской реальности. В новостном контенте изучаемых телеканалов стали доминировать сообщения о Крыме на тему «политика» (28–33% на российских телеканалах, 50–59% – на украинских).
Российский и украинский варианты нового имиджа Крыма по своему смысловому содержанию и функциям противопоставлены друг другу.
Вольхин Д.А.